ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ В ВЫЕЗДКЕ


Здесь будет рассмотрен процесс формирования оценки в выездке, который подробно описывал доктор Эрик Летте на семинарах в России.

Особенность оценки в выездке за каждое отдельно взятое упражнение состоит в том, что эта оценка является комплексной. Она включает определенное количество составляющих, которые за время выполнения данного упражнения необходимо отчетливо представить себе и взвесить (оценить) в определенной последовательности. В общем виде схема этого процесса представлена на рисунке.

 

 

П
о
с
л
е
д
о
в
а
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
 

р
а
с
с
м
о
т
р
е
н
и
я

Оцениваемые параметры

Формирование оценки


I .БАЗОВЫЕ ОСНОВЫ (БО)

  1. Ритм
     
  2. Раскрепощенность
     
  3. Контакт
     
  4. Импульс
     
  5. Прямолинейность
     
  6. Сбор 






Оценка БО

 

 

 

 




 

 




 

 

Общая
оценка
за
упражнение


II. ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ (ТИ)

  1. Соблюдение последовательности элементов
     
  2. Точность исполнения по буквам
     
  3. Соблюдение количества шагов (темпов)
     
  4. Соблюдение диаметра кругов (вольтов)
     
  5. Симметрия






Оценка ТИ


Теперь постараюсь проиллюстрировать эту схему на конкретном примере. Возьмем, например, упражнение «На диагонали перемена ног на галопе 5 раз в 3 темпа».

Для того, чтобы вывести общую оценку за это упражнение, необходимо последовательно ответить самому себе на следующие вопросы.

 

I. ОЦЕНКА БАЗОВЫХ ОСНОВ

1. РИТМ

1.1.Правильный ли это галоп?При правильном галопе отчетливо различаются 3 удара, поскольку сначала на землю опускается внешняя задняя нога, затем одновременно диагональная пара ног, и, наконец, передняя внутренняя нога Далее следует фаза подвисания.

Галоп будет неправильным, если:
  • лошадь «крестит» (передом идет, например, с левой ноги, а задом – с правой, или наоборот);
  • имеет место 4 удара (4-х тактный галоп), когда в диагональной паре ноги ставятся на землю не одновременно, а последовательно, одна вслед за другой;
  • обе задние ноги ставятся на землю одновременно;
  • имеет место так называемый «иноходный» галоп – если спина и поясница настолько зажаты, что ноги с каждой стороны ставятся на землю почти одновременно (левая передняя и левая задняя, правая передняя и правая задняя.

При неправильном галопе общая оценка за все упражнение не может быть положительной.

1.2. Равномерный ли это галоп?
На протяжении выполнения всего упражнения ритм движения должен сохраняться постоянным.

Могут быть следующие нарушения ритма:

  • при подходе к менке лошадь идет одним ритмом, а когда всадник требует сменить ногу, она бросается вперед, учащает ритм, старается «убежать» как можно скорее, отделываясь от менки;
  • с началом менки ритм заметно замедляется, так как не хватает импульса, лошадь не может «протолкнуть» себя - в основном, по вине всадника, задерживающего движение руками в момент перемены ноги;
  • третий вариант нарушения ритма – когда движение происходит как бы рывками, лошадь то замедляет, то учащает ритм движения.

Если ритм нарушен, общая оценка за упражнение не может быть положительной (даже если лошадь сменит ноги 5 раз в 3 темпа).

1.3. Собранный ли это галоп?   
Для собранного галопа характерны: перемещение центра тяжести на задний отдел, высвобождение переда, более легкое и свободное движение передних ног, уменьшение захвата пространства (по сравнению со средним или прибавленным галопом).

<>Махи галопа должны быть четкими, одинаковыми, ширина их должна соответствовать размеру лошади. Должна создаваться картина прочного, постоянного, гармоничного движения, которое абсолютно не нарушается по причине того, что лошадь идет то с одной, то с другой ноги.

Могут наблюдаться следующие недостатки:

  • лошадь не выдвигает плечо, работает как бы под-себя;
  • мах галопа слишком короткий, «мелкий», не соответствующий размерам лошади; создается впечатление, что лошадь не продвигается вперед, хотя делает на протяжении диагонали много скачков.

2. РАСКРЕПОЩЕННОСТЬ ЛОШАДИ

Выражается в том, что во время исполнения всего упражнения лошадь легко и хорошо продвигается вперед, перемена ног происходит плавно, именно в момент подвисания в воздухе, поясница лошади гибка и колеблется вверх-вниз, всадник сидит непринужденно и спокойно, воздействия его легкие и незаметные.

Напряженность и скованность могут наблюдаться:

  • в переднем отделе позвоночника (затылок-шея-передний отдел);
  • в спине и пояснице (при этом не видны колебательные движения поясницы вверх-вниз).

Скованность и напряженность позвоночника и определенных мышц отражаются на качестве менки ног самым непосредственным образом, при этом теряется свобода, эластичность галопа, плавность перемены ног, всадника начинает выбивать из седла, он будет напрягаться, удерживая нужное положение.

Если наблюдается скованность и напряженность, общая оценка за упражнение (при прочих равных условиях) снижается на 2-3 балла, так как это очень серьезный недостаток.

3. КОНТАКТ

Здесь имеется ввиду гармония, хорошее взаимопонимание между всадником и лошадью во время исполнения упражнения. При этом отмечается следующее:

  • сохраняется ли постоянный и легкий контакт руки всадника со ртом лошади, либо он теряется, лошадь уходит «за повод», либо идет «перед поводом», или «ложится на руку»;
  • отсутствует ли у лошади психическое напряжение: готова ли она ответить на требование всадника сменить ногу; наблюдается ли спокойный глаз, спокойная реакция ушей, спокойный хвост; подчиняется ли она всаднику с желанием, добровольно и старательно.

При нарушении контакта общая оценка за упражнение снижается, по крайней мере, на 1-2 балла.

4. ИМПУЛЬС

При наличии достаточного импульса лошадь на менке ног энергично и эластично двигается активным галопом, спина гибкая и колеблется, зад хорошо подведен, суставы задних ног хорошо сгибаются, так как принимают на себя вес лошади, ясно выражен момент подвисания, в который и производятся смены ног.

При недостаточном импульсе оценка может быть снижена на несколько баллов (например, если лошадь сменила ноги 5 раз в 3 темпа, но при этом не двигалась вперед, общая оценка за упражнение не более 6 баллов).

5. ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ

Во время прохождения диагонали и исполнения менки ног лошадь должна двигаться прямолинейно. Если она во время менки раскачивается, либо даже уходит в сторону, или двигается не по диагональной линии (по вине всадника, который не смотрит на конечную точку движения и сбивается с нужного направления), то все это достаточно серьезные ошибки.

При нарушении прямолинейности общая оценка за упражнение снижается на 1-2 балла (при прочих равных условиях).

6. СБОР

В сборе лошадь должна находиться в полном равновесии, сохранять непринужденность и иметь способность «нести себя».

Здесь главное – выяснить, в результате чего достигнут сбор лошади:

  • либо за счет подведения зада и поднятия шеи от холки, вследствие чего достигается гармоничное изменение всей рамки лошади, в сборе она идет гибко, импульсивно, на естественных мягких и свободных движениях, и тогда она «несет себя»;
  • либо за счет работы рук всадника – тогда рамка лошади будет выглядеть негармонично: шея укорочена, спина напряжена, зад не подведен. Это искусственный сбор, противоречащий принципам классической выездки – тогда оценка за это упражнение должна бать снижена на 2-3 балла (при прочих равных условиях).

 

II. ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Для рассматриваемого нами упражнения важными моментами являются:

  1. Соблюдение количества темпов, так как требуется сменить ноги 5 раз через каждые 3 темпа.
  2. Симметричное расположение (после выхода на диагональ менку начинают несколько раньше или позже в зависимости от ширины маха).

Естественно, за каждый сбой (ошибку) снижают оценку на балл.

В заключение хочется отметить, что не только Э. Летте, но и все судьи и тренеры, проводившие семинары и мастер-классы в России, каждый раз подчеркивали, что в своей работе (также как и в оценках) необходимо отталкиваться от главного обстоятельства - проявляет ли лошадь базовые основы выездки, исполняя то или иное упражнение.