О КАЧЕСТВЕ АЛЛЮРОВ


image 06

В выездке первостепенное внимание при подготовке лошади уделяется качеству аллюров. В большинстве случаев качество аллюров имеет решающее значение при выборе лошади для работы в высшей школе. Именно качество аллюра является отправной точкой для формирования комплексной судейской оценки – вначале оценивается качество аллюра, на котором выполнено упражнение, затем присоединяется оценка за технику выполнения упражнения.

 

Международный Клуб судей по выездке на протяжении многих лет уделял особое внимание оценке качества аллюров. Обобщение этих материалов представлено мною ниже, так как длительное время я состояла членом этого Клуба.


Критериями качества аллюра являются:

        равномерность,

        ритм,

        свобода,

        равновесие,

        каденция,

        прямолинейность,

        гармония.

Кратко рассмотрим смысл каждого из этих терминов.

  

РАВНОМЕРНОСТЬ

 

Равномерность имеет отношение к способности лошади поддерживать аллюр с постоянно повторяющимися сериями постановки ног (ударов) на землю при условии двух ударов за цикл на рыси, трех на галопе или четырех на шагу. Эти удары могут или не могут чередоваться с четким промежутком во времени, и поэтому поддерживать или не поддерживать постоянный темп (скорость ритма). Какие бы ни были остальные проблемы (неровность или потеря равновесия, проявляемые лошадью), равномерность аллюра является самой важной характеристикой, без достижения которой нельзя переходить к дальнейшей работе с лошадью.

 

 

Почему так важен равномерный аллюр?

Равномерный аллюр показывает, что лошадь научилась удерживать равновесие под весом всадника. Это доказывает, что было достаточное количество эффективных занятий, чтобы стиль (рисунок) аллюра запечатлелся в ее мозжечке.

 

Регулярно повторяющийся стиль (рисунок) движения включает у лошади механизм действия местных спинных рефлексов. Спинные рефлексы контролируют группы противоположных мышц с тем, чтобы мышцы (и конечности, на которые они воздействуют) могли работать в гармонии. Наличие механизма действия рефлексов означает, что большую часть физических и связанных с равновесием движений можно «автоматизировать». Это существенно, так как мозгу требуется слишком много времени, чтобы среагировать на локальные воздействия, и поэтому мозг затрачивал бы намного больше времени для поддержания движения, если бы он начинал движение, управляя всеми мышцами раздельно.

 

Лошади очень быстро обучаются двигаться на всех основных аллюрах, часто для этого достаточно всего получаса после того, как жеребенок встает на четыре ноги. Это происходит потому, что лошадь обучается начинать и контролировать порядок следования рефлексов быстрее, чем движения отдельных мышц, и возможный диапазон движений ограничивается анатомией. Кости передних конечностей (и задних ниже бедра), соединяются между собой связками (сухожилиями) таким образом, что каждая конечность движется как часть целого в определенной области сгибания и растяжения, которая является результатом формы костей и точек прикрепления связок. Каждая конечность может ускоряться, замедляться или двигаться по направлению к телу или от него мускулами, которые прикрепляют эту конечность к туловищу (передняя конечность) или к тазу (задняя конечность). Это означает, что у жеребенка имеется относительно немного мышц, чтобы обучиться стоять или двигаться всеми возможными способами.

 

Кора головного мозга, заведующая движением, инициирует движения, в то время как мозжечок распознает и поддерживает схему движения, сравнивая характер происходящих движений с теми, какими они должны быть. Если движения аллюра постоянно повторяются в специфической манере, мозжечку надо распознать и поддержать эту схему (характер) как только движение началось. Это проявляется в общей картине плавности и улучшении равномерности движений. Это происходит потому, что мозжечок позволяет лошади использовать последовательность рефлексов спинного мозга для совершения движения. В таком случае освобождаются двигательные центры головного мозга от деятельности по поддержанию контроля движения. Если нарушается равновесие в равномерном движении (поддерживаемого мозжечком), немедленно приходят в действие рефлексы равновесия, и лошадь моментально закрепощается. В течение этого автоматического ответа, двигательная область коры головного мозга имеет избыток времени, чтобы распознать проблему и восстановить движение, либо изменить его как требуется.

 

В противоположность этому, сознательный контроль движения обычно требует больше мускульной работы для выполнения движения. Далее, сознательный контроль медленнее, и обычно требует больше усилий, поскольку замедляет ответные реакции мышц на требуемую работу. Вот почему обучение новому движению на первых порах дает ощущение неуклюжести.

 

Если движение постоянно меняется, сознательные двигательные центры должны быть постоянно задействованы для того, чтобы начать каждое изменение, и это замедляет рефлексы, отвечающие за потерю равновесия.

 

Равномерность аллюра является, таким образом, необходимым условием уравновешенного движения.

 

Что такое неравномерность/неровность?

Лошадь движется неравномерно, кода нет постоянно повторяющегося ритма движения конечностей на протяжении отдельного аллюра. Движение конечностей несколько различается с каждой последовательностью махов или шагов.

 

Лошадь движется неровно, когда неравномерность постоянно повторяется, т.е. движение конечностей одной стороны лошади отличается от движения конечностей другой стороны.

 

 

Если лошадь идет неравномерно, вряд ли она будет правильно отвечать на воздействия всадника. Это происходит потому, что рефлексы спинного мозга заторможены. Мозг требует сознательного контроля за мышцами, вовлеченными в рефлекторные дуги. Спинные рефлексы являются рефлексами той дуги, на которую всадник непосредственно воздействует своими седалищем, шенкелями и весом и опосредованно руками. До тех пор, пока лошадь не сможет двигаться равномерно, она не сможет отвлечь свое внимание от движения и не в состоянии двигаться свободно и эффективно. Неравномерная лошадь также трудна и некомфортна для всадника. Если всадник не сможет найти регулярно повторяющийся тип (характер) движения, который даст ему возможность быть в гармонии с лошадью, ему трудно будет избежать того, чтобы не мешать лошади. Ему также будет трудно избежать внезапных и неровных воздействий на лошадь. Что, в свою очередь, приведет к тому, что лошадь станет пугливой и вследствие этого напряженной.

 

Равномерность аллюра является, таким образом, необходимым условием для эффективной взаимосвязи между лошадью и всадником.

РИТМ

Промежуток времени между ударами определяет ритм.

 

Ровность

Ровность (одинаковость) имеет отношение к ударам в каждом аллюре. Если время между каждым ударом в цикле одинаково, лошадь идет ровно. Если это время регулярно различается, например, если оно вдвое больше между первым и вторым махами на рыси, чем между вторым махом этого цикла и первым махом следующего цикла, тогда лошадь идет неровно. Она движется следующим образом: 1..2.1..2.1..2.1.. и т.д.

 

Если лошадь является неровной в своем ритме, это предполагает наличие одной или нескольких проблем. Причина может крыться либо во всаднике, либо в лошади, либо в их комбинации. Всадник может служить постоянно повторяющейся помехой в движении лошади. Это может быть вследствие неровного воздействия средств управления со стороны всадника из-за его собственной неуравновешенности, либо в результате проблем в его линии поведения. Боль может повлиять на движение одной ноги лошади сильнее, чем других ног, или же односторонне развитая мускулатура может являться причиной большой разницы в движении каждой ноги. Неровность может привести к хромоте на 3 ноги. Поэтому только такая неровность, которая проявляется постоянно, должна приниматься во внимание. Неровность может быть также и привычкой лошади и/или всадника без каких-либо явных механических или экстерьерных причин. Помимо всего прочего, ни один из нас не является абсолютно двусторонне симметричным.

 

Неровное движение препятствует сохранению равновесия и эффективному действию механизма спинных рефлексов. Оно также препятствует взаимосвязи всадника и лошади и влияет на механизм действия спинных рефлексов, как описано выше. В противоположность этому, ровный ритм способствует развитию гармоничной взаимосвязи лошади и всадника.

 

Темп

Темп - это скорость ритма. Лошадь может иметь ровный, равномерный мах, но при этом изменять темп (скорость) - т.е. идти слишком быстро, слишком медленно, или нормально (правильно, оптимально).

 

Оптимальная скорость ударов передних конечностей определяется, главным образом, анатомией, соотношением длины и веса различных частей конечностей, поскольку они являются параметрами, диктующими период колебания конечностей, действующих как маятник.

 

Лошадь, которая движется в очень быстром ритме, идет со скоростью, которая превышает время восстановления мышц и нервов, участвующих в механизме действия спинно-мозговых рефлексов. Эти рефлексы возбуждаются в особом диапазоне времени, который напрямую связан с периодом колебания конечности, действующей как маятник. Тренировка и развитие мышц могут несколько поднять этот диапазон, но если лошадь постоянно работает, превышая его, она не будет в состоянии двигаться эффективно или комфортно. Утомление будет наступать гораздо быстрее, и движения потребуют слишком много энергии двигательной коры головного мозга, так как мышцы лошади не будут в состоянии двигаться достаточно согласованно для того, чтобы лошадь могла контролировать свое нормальное равновесие.

 

Слишком частый ритм можно сравнить с очень быстрым бегом вниз по холму. Человек постоянно стремится удержать свой вес, который «падает» вперед, и вынужден прилагать слишком большие и даже отчаянные усилия, чтобы принять положение, в котором он будет в состоянии замедлить, остановиться или изменить направление. Также и лошади, двигающейся в слишком быстром ритме, трудно поддерживать свое собственное равновесие и еще гораздо труднее нести своего всадника или отвечать на его средства управления.

 

Поскольку мышцы работают лучше всего в небольшом диапазоне скорости их возбуждения, самое эффективное и уравновешенное движение достигается путем использования такого аллюра и длины маха, которые лучше всего подходят для требуемого захвата пространства.

 

Если вместо увеличения маха всеми ногами или перехода к другому аллюру лошадь пытается ускорить темп в пределах того же самого аллюра в ответ на посыл всадника, она неминуемо закрепостится и обычно «ляжет» на руку (т.е. перенесет свой центр тяжести на перед) - начнет «бежать».

 

Если вместо сгибания суставов, понижения крупа и укорочения своих шагов в ответ на требования сбора со стороны всадника лошадь пытается слишком замедлить свой ритм, она также закрепостится и перенесет свой центр тяжести на перед, часто при этом переходя на другой, более медленный аллюр, и даже начнет бочить.

 

Медленные ритмы требуют гораздо больше усилий отдельных мышц, также как и более сильных, эластичных сухожилий и связок. Это происходит потому, что они действуют все более и более обособленно при замедлении ритма, и лошадь удерживает равновесие все дольше и дольше на каждой конечности с помощью каждого сухожилия, либо сухожилия внутри каждого цикла имеют меньше времени для расслабления между фазами подвисания. Попытайтесь перепрыгнуть с одной Вашей ноги на другую в очень медленном темпе, и Вы сразу же поймете, в чем проблема. Таким образом, имеется минимальная скорость ритма на рыси и галопе, ниже которой лошадь не может сохранять равновесие без напряженности. Эта скорость зависит от уровня тренированности лошади, общего ее здоровья так же, как и от ее силы, и будет постепенно снижаться в процессе дальнейшего тренинга.

 

Правильная скорость ритма, таким образом, необходима для получения эффективного, уравновешенного движения и достижения наилучшей взаимосвязи между лошадью и всадником. Это является базисом для всей работы на прямые сгибания.

 

 

РАВНОВЕСИЕ

 

Лошади необходимо поддерживать равновесие с одной и другой стороны (при боковом движении) так же, как и в вертикальной плоскости. Положение ее ног и форма туловища позволяют говорить о том, что ей гораздо труднее поддерживать боковое равновесие. У новорожденного жеребенка ноги будут подкашиваться до тех пор, пока он не научится контролировать свое боковое равновесие.

 

Если равновесие теряется, рефлексы закрепощают мышцы и могут вызвать шаг в сторону в усилии восстановить равновесие. Если это не удается при более сильном нарушении равновесия, то включаются самозащитные рефлексы.

 

Чем более спокойно и неподвижно (но не напряженно) будет вести себя всадник на лошади, тем легче и быстрее она научится нести его на себе без потери равновесия. Для молодой лошади, еще не закончившей свой рост, и еще не нашедшей свое собственное равновесие, добавление веса неопытного и неуравновешенного всадника может закончиться катастрофой. Хотя и не похоже, что лошадь может упасть, рефлекс, имеющий место, когда она борется за сохранение своего собственного равновесия, вступает в действие, и она может сбросить всадника, памятуя о способе выхода из этой ситуации. Тренеру, который встретился с проблемой переобучения лошади, всегда гораздо тяжелее, чем обучать лошадь без дурных привычек. Первый опыт обычно самый сильный и самый эффективный учитель.

 

Для приобретения равновесия большинству лошадей требуется время, отсюда практика обучения молодых лошадей на корде, когда внутренняя задняя нога упражняется в помощи движению путем постановки ее вперед под туловище лошади. Когда идет обучение определенному движению, это не только развивает мышцы, участвующие в этом движении, но также возрастает вероятность того, что это движение лошадь будет использовать и в других ситуациях. Когда внутренняя задняя нога ставится вперед и под туловище, это дает лошади возможность уравновеситься и контролировать также дополнительный вес всадника на ее спине. Используются также работа на корде и подобные упражнения, чтобы развить равномерный и ровный аллюр на рыси и на галопе, таким образом, лошадь уравновешивается сама и приобретает способность нести себя до того, когда ее начнут заставлять выполнять эти движения под всадником.

 

Неопытные лошади также теряют свое продольное равновесие, особенно когда всадник внезапно валится вперед или отклоняется назад. Это особенно случается с неопытными всадниками, когда они падают вперед при посыле лошади, или когда они отстают от движения, когда лошадь меняет аллюр, а они еще не готовы к этому.

 

Лошадь необходимо обучить способности нести себя, а всадник должен уметь сидеть спокойно и неподвижно, согласовываясь с движениями лошади для того, чтобы достичь равновесия. Равновесие необходимо для достижения гармоничного, равномерного, ритмичного, ровного движения.

 

 

СВОБОДА

 

Свобода аллюра имеет место тогда, когда мышцы работают согласованно для поддержания равновесия и координации каждой части ее тела на каждом шаге. Тогда нет никаких препятствий в движении для сохранения равновесия или сопротивления действию рук всадника. Свобода показывает, что лошадь обучена двигаться в равновесии со своим всадником, и у нее достаточно силы двигаться еще легче. Она вновь приобрела «естественные» аллюры.

 

Следует знать, что самой распространенной причиной недостаточной свободы аллюров является недостаток толчковой силы. Другой причиной потери свободы аллюров является сопротивление воздействию рук всадника.

 

КАДЕНЦИЯ

 

Каденция придает особое качество каждому движению аллюра благодаря выраженной эластичности сухожилий и связок, так как лошадь на каждом движении напрягает и расслабляет их свободно, без чрезмерного мышечного натяжения или скованности. Лошадь работает эффективно путем накопления большого количества энергии движения в эластичных тканях сухожилий и связок. Если лошадь препятствует эластичному напряжению и расслаблению мышц, напрягая их несоответствующим образом, то большинство этой энергии не просто пропадает, но также разбалансирует силы, действующие на суставы и другие структуры, и мышцам придется работать гораздо тяжелее, чем необходимо. Потеря каденции аллюра означает, что вероятно происходит излишнее изнашивание в некоторых локомоторных структурах, и трудовая жизнь лошади в результате будет укорочена.

 

Таким образом, каденция аллюра демонстрирует эффективность в движении, отсутствие боли, дисфункций или ненужных мышечных напряжений в задействованной мускулатуре.

 

 

ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ

 

Прямолинейность позволяет ровно нагружать конечности и использовать мышцы. Большинство лошадей более развиты с одной стороны, и почти всегда необходимо сделать несколько большее усилие в одном и том же упражнении в одном направлении по сравнению с другим, чтобы развить одинаковое мускульное усилие. Большинство лошадей (примерно около 80%) длиннее слева и короче справа, или доминирует левая задняя нога. Они ставят свою правую заднюю ногу между следами двух передних ног, и их задняя правая нога идет справа от правой передней ноги.

 

Конечно, если лошадь не идет прямо по своему следу в своем нормальном движении, Вы должны проделать определенную работу с ней, если не примете во внимание, что эта неровность еще более увеличит проблему в дальнейшем развитии неровных мышц. Лошадь может идти прямолинейно, т.е. следы задних ног будут идти по следам передних ног, но при этом будет иметь место неровное движение ее конечностей. Если Вы посмотрите на лошадь сбоку, Вы можете видеть разницу в длине шага, оставленного следами каждой задней ноги, или это может означать, что задние ноги просто используются по-разному. При нормальной работе эти различия уменьшаются, особенно при работе на корде, боковых движениях и упражнениях через жерди (кавалетти), а также при езде по пересеченной местности.

 

При развитии прямолинейности очень важно не забывать о всаднике. Основной причиной неровности многих лошадей является неровное использование мышц из-за неровного распределения веса всадника и/или неровного применения средств управления. Когда Вы сидите на лошади, Вы должны чувствовать, что Ваш вес распределен одинаково с каждой стороны спины лошади. Даже если у Вас ноги разной длины, Вы должны стараться поддерживать ровное распределение веса на спине лошади с тем, чтобы лошадь имела возможность развить ровную мускулатуру и таким образом стать способной двигаться ровно и прямо.

 

 

ГАРМОНИЯ

 

Гармония возникает и совершенствуется в процессе улучшения взаимопонимания между лошадью и всадником. По мере улучшения их взаимной связи и физического развития лошади  в результате обучения и соответствующей практики, гармония между ними совершенствуется. Эмоциональный внутренний контроль со стороны обоих партнеров, внимание и уважение к другому члену дуэта является неотъемлемой составной частью гармонии.

 

Чтобы достичь гармонии, партнерам необходимо научиться сосредотачивать и поддерживать взаимосвязь между собой, все время хорошо отдавать себе отчет о внешней окружающей обстановке с тем, чтобы быть в состоянии внести изменения в аллюр и направление, как требуется, и реагировать соответствующим образом на другие внешние обстоятельства. С практикой эта концентрация внимания может быть развита и усовершенствована до такой степени, что лошадь может чувствовать намерения всадника по малейшим изменениям в корпусе всадника, которые предшествуют его действиям. Если всадник сможет также чувствовать и понимать такие изменения в теле лошади, тогда становится возможной истинная гармония.

 

Каждый из партнеров должен постоянно и точно чувствовать, каковы намерения другого. Их двухсторонняя взаимосвязь становится языком вместо системы сигналов. Имеется бесконечное разнообразие комбинаций воздействий или очень легких движений, которые позволяют каждому партнеру информировать другого о любом изменении в их сознании прежде, чем это отразится на их общем движении. Другой партнер может затем приспособить свои собственные движения, чтобы подладиться к тем изменениям, которые имеют место, и пара будет в состоянии двигаться и выглядеть как одно гармоничное целое.

 

Лошадь, которая движется равномерным, свободным, раскрепощенным, гармоничным аллюром с каденцией - свободна от боли и функционально здорова. Это также показывает, что всадник достиг одной из главнейших целей выездки - восстановления естественного аллюра под седлом.