image 09

 

В своей практике я руководствуюсь основными принципами, которые мне были вложены предыдущим поколением конников. Прежде всего, это мой первый тренер и учитель полковник Кавалерийской Высшей Офицерской Школы (КВОКШ) В.А. Лобачев, а также многие великие наши всадники, с которыми мне посчастливилось работать, и у которых я стремилась учиться со всем моим старанием. Это Н.А. Ситько, С.И. Филатов, В.Н. Приходько, А.Г. Таманов, Я.Б. Теверовский, А.М. Левина, Н.Г. Громова. Эти принципы являются главными «направляющими» в моей работе и работе всей нашей группы всадников и служат залогом высоких спортивных результатов:

1. Никогда не требуй того, что (ты точно знаешь) лошадь сейчас не выполнит (неважно, по какой причине).

Это значит, что необходимо работать (гимнастировать) лошадь не форсируя, последовательно уравновешивая ее и подготавливая к выполнению все более сложных движений и упражнений. Так лошадь гармонично развивается и физически, и психологически. Никогда не обещаю владельцам и спортсменам быстрых результатов, и я всегда очень благодарна им за терпение и понимание. В конечном итоге (я убедилась в этом на протяжении многих лет работы) такой подход и обеспечивает самый быстрый и надежный результат. В противном случае неизбежно сталкиваешься с отказом лошади (в любом виде).

Самое большое искусство в работе, на мой взгляд, заключается в том, чтобы воспитать и выездить лошадь, которая бы не знала, что такое сопротивление и отказ.

2. Для того, чтобы лошадь смогла в равновесии легко, свободно, непринужденно и качественно выполнить какой-либо элемент, или упражнение – поставь ее в то положение, при котором ей будет легко это сделать.

Это неизбежно вытекает из первого принципа и означает, что искусство всадника заключается в том, чтобы правильно подготовить животное к выполнению конкретного элемента, особенно во время езды по схеме. Это достигается путем нахождения для каждой лошади (строго индивидуально) правильного равновесия, при котором ей будет удобно нести вес всадника и одновременно выполнять требуемое упражнение. Задача состоит в том, чтобы четко определить: положение шеи и головы, затылка, ширину маха, темпо-ритм движения на каждом аллюре, т.е. добиться уравновешенных качественных, гармоничных движений под всадником, подобрать систему так называемых "подводящих" гимнастических упражнений и др.

3. Умей во-время поощрять лошадь за каждую, даже самую незначительную уступку, желание идти навстречу, быть партнером.

4. Умей воспитать личность, соратника, партнера, а не существо, которое подчиняется тебе из страха перед наказанием, перед твоей грубой силой, и ищет непрерывно любую "лазейку", повод для неповиновения.

5. Умей ждать.
Лошадь сама покажет, когда она готова к выполнению того или иного упражнения, элемента, той или иной схемы езды. Это значит: умей наблюдать, анализировать, делать правильные выводы; при "закладке" новой информации не спеши, смотри на реакцию:

  • одни схватывают быстро и легко, другим необходимы многократные повторения, чтобы информация "улеглась", усвоилась. Как говорили старые и опытные конники, нужно время, чтобы "устаканилось" – сиречь установилось, стабилизировалось, закрепилось то или иное действие (рефлекс, упражнение, равновесие и т.д.).
  • Если тренер и всадник умеют ждать, наблюдать и анализировать, буквально каждое занятие превращается в праздник. Как я всегда говорю, лошадь преподнесла нам сегодня подарок – обычно в виде того, что сделала сама то, что мы от нее не ждали. Не ждали – а она сама сделала! Это ли не чудо?

6. Лучше недоработать, чем перетянуть. Тренер и всадник просто обязаны следить за здоровьем и состоянием животного, знать анатомию, физиологию, вовремя подмечать малейшие нюансы в поведении, отмечать любые отклонения от нормы. Как показала многолетняя практика, за любым сопротивлением стоит, прежде всего, конкретная физическая или психологическая проблема.