СЛОВО О ТРЕНЕРЕ - В.А. ЛОБАЧЕВ


 

VAL000Василий Алексеевич Лобачев – полковник и преподаватель Краснознаменной Высшей Офицерской Кавалерийской Школы (КВОКШ) – был моим первым тренером.

Учиться я начала в 1960 г. в школе верховой езды на Центральном Московском ипподроме, где в круглом манеже Георгием Тимофеевичем Рогалевым был организован вначале единственный в стране прокат лошадей и обучение всадников под руководством опытных тренеров. Каждый из этих тренеров имел в своем распоряжении лошадь, которую он сам воспитывал и выезжал, а также имел возможность заниматься на ней с теми всадниками, которые на его взгляд, были способными и имели чувство лошади. В то время я училась в школе, и чтобы собрать требуемую сумму в 80 копеек за одно занятие в прокате, нам приходилось копить ее целую неделю, экономя на школьных пирожках и походах в кино… Однако очень скоро Василий Алексеевич предложил мне заниматься с ним на его чистокровном караковом коне по кличке «Горизонт».


VALTFU001Тогда Василий Алексеевич был уже на пенсии, да и КВОКШа давно не стало, а без лошадей он не представлял себе жизни. Но кататься в прокате и ездить учебной рысью на выездковой лошади – далеко не одно и то же. Нагрузка на сердце возрастает в разы, и после 10-15 минут я падала почти без сознания, так как у меня была недостаточность сердечного клапана. Василию Алексеевичу пришлось пойти к моей маме с обещанием вылечить мое сердце (т.е. компенсировать этот порок) с помощью правильной нагрузки при езде на лошади. Он сделал это путем постепенного увеличения этой нагрузки. В дальнейшем при занятиях спортом я могла сидеть на лошади по 8 часов в сутки!


TFU002Так для меня началась удивительная, потрясающая, волшебная, полная счастья жизнь… Всю жизнь, как только я садилась верхом на лошадь, я ощущала себя самым счастливым человеком на Свете. Каждый день я летела на ипподром как на крыльях к тренеру, который окружил меня такой заботой и любовью, которую я не получала даже от своего отца. Обучение было трудным. Недостатки в посадке мне исправляли не только голосом, но и бичом, которым Василий Алексеевич владел виртуозно.

Но все это казалось мелочами по сравнению с главным – меня научили очень бережно и трепетно относиться к лошади, любить ее не только сердцем и душой, но и умело заботиться о ней, находить с ней общий язык, обрести ответные любовь и доверие.


VAL001

Василий Алексеевич – очень разносторонний человек, как и все талантливые люди. Он прекрасно владел всеми видами конного спорта. Все, что он знал и умел, он старался передать мне.

Вот самое главное, чему научил меня Василий Алексеевич.

Прежде всего, он выработал мне очень крепкую, уверенную и непринужденную посадку. Я сидела на лошади очень уверенно и всем говорила: «я чувствую себя на лошади лучше, чем рыба в воде». Многим нравилась моя посадка и, в том числе, С.М. Буденному. Легендарный маршал разрешил мне приходить в ЦСКА, наблюдать за тренировками знаменитых тогда спортсменов и ездить на их лошадях. Кроме того, он давал мне своего любимого коня по кличке «Софист», подготовленного Н. А. Ситько, для езды и показательных выступлений.


Василий Алексеевич обучил меня правильно работать хлыстом, что является очень непростым делом, а, главное, научил в каких ситуациях его применять и как сделать так, чтобы хлыст лошадь воспринимала не как средство наказания, а именно подсказку, корректирующую ее работу (то же самое касается и пользования бичом).

VAL004Меня также научили работать лошадь на корде. Гонять лошадь на корде и работать ее на корде – далеко не одно и то же, работать на корде – целая наука.

Василий Алексеевич научил меня работать лошадь «в руках». Здесь имеется очень много приемов и тонкостей, это тоже отдельная наука.

Василий Алексеевич много времени посветил обучению меня конкуру. Я научилась прыгать на лошади на одном только равновесии («деточка, ручки в стороны, ножки из стремян» – и так до 140 см!). Вначале конкур мне очень нравился, но затем «перевесила» выездка – считаю, что она намного сложнее и интереснее. Попутно отмечу, что раньше в выездку не брали всадников без первого разряда по конкуру. Это требовалось для того, чтобы человек мог работать раздельно и независимо руками и шенкелем, не хватаясь за повод и не нарушая равновесие лошади.


TFU001

Я прошла также полный курс вольтижировки. Эти упражнения, естественно, еще улучшили посадку и позволили сидеть на лошади исключительно за счет баланса. Как же это помогло мне впоследствии! Приведу такой пример. Занимаясь конным спортом в обществе «Труд» под руководством тренера по выездке Я.Б. Теверовского мы столкнулись с проблемой подбора седла для моего тракененского коня, на котором я стала членом сборной молодежной команды.

 

VAL002У Якова Борисовича было одно трофейное немецкое седло. Оно представляло собой две простые подушки, скрепленные между собой, и оно очень понравилось коню. Пришлось мне сидеть на этом седле абсолютно на одном только равновесии! Если бы у меня не было такой крепкой базы, я никогда не смогла бы выступать на таком седле. Занятия вольтижировкой также помогли мне подготовиться к элементам «старой» школы выездки – таким как «свечки», поклоны и так называемые «школьные» элементы – школьный шаг, школьная рысь.

Я научилась выполнять все элементы «старой» школы выездки, которые знал и умел делать Горизонт, и с которыми, как наиболее эффектными, не обходились все мои показательные выступления, чаще всего под духовой оркестр. Я бесконечно благодарна Василию Алексеевичу за то, что он постоянно устраивал показательные выступления в разных парках Москвы, на конных праздниках, в котильонах. При составлении программ КЮР под музыку в тренерской моей практике это стало бесценным подспорьем, а программ КЮР со своими всадниками я составила великое множество! Мало того, я научилась «работать на публику», показывать себя, не стесняться, что также становится проблемой для многих всадников.


TFU004И, конечно же, я была обучена всем упражнениям и элементам классической выездки. Причем, в самых сложных связках и сочетаниях этих элементов (например, перемена ног на галопе по кругу 20 м диаметром в 4, 3, 2 и 1 темп и обратно без пауз, пассаж - школьная рысь - пассаж и т.д.). Я стала изобретать различные необычные связки и сочетания элементов и упражнений «старой» и классической школы выездки, исполнять их и включать в показательные выступления. Это стало основой разработки современных программ КЮР и котильонов (т.е. фигурной езды всадников высшей школы под музыку).

 

Всей своей работой с лошадью, ее обучения, воспитания и подготовки, установления с лошадью доверительных взаимоотношений Василий Алексеевич фактически передал мне, обосновывая каждый нюанс, основные принципы, которыми я до сих пор руководствуюсь в работе с лошадью:

Никогда не требуй того, что (ты точно знаешь) лошадь сейчас не выполнит;

Для того, чтобы лошадь смогла легко, свободно, непринужденно, качественно выполнить какой-либо элемент, или упражнение – поставь ее в то положение, при котором ей будет легко это сделать;

Умей вовремя поощрять лошадь за каждую, даже самую незначительную уступку, желание идти навстречу, быть партнером;

Умей воспитать личность, соратника, партнера;

Умей ждать, лошадь сама покажет, когда она готова к выполнению того или иного упражнения, элемента.

VAL005Василий Алексеевич участвовал в судействе многих соревнований по выездке и, конечно же, я всегда сидела рядом с ним в качестве секретаря, записывая оценки и замечания в протокол езды. При этом он всегда вслух обосновывал свои оценки, учил, на что необходимо обращать внимание - это стало той основой, базой, когда я стала самостоятельно судить соревнования по выездке. Я поняла, как выглядит всадник и его лошадь из судейской будки, что очень помогло и мне самой при участии в соревнованиях.

Меня даже обучили ездить верхом «по-дамски», в дамском седле. Это потребовалось, когда начались съемки фильма «Война и мир». Необходимо было подготовить дублера для актрисы Людмилы Савельевой, исполнявшей в фильме роль Наташи Ростовой. Продемонстрировать это искусство управления лошадью в дамском седле и была моя задача в фильме. Но, к сожалению, мне так и не удалось участвовать в этих съемках: пришлось отказаться от них ввиду сложившихся обстоятельств. А Людмила Савельева выучилась ездить верхом по-дамски – без дублера, и она великолепно продемонстрировала езду легко и виртуозно, потому что ездила верхом с большой радостью.

Обобщая сказанное, становится понятным, что Василий Алексеевич преподал мне все основы, всю школу тогдашней выездки, основы тренерской работы и основы судейства – т.е. дал мне путевку в Мир Высшей Школы Верховой Езды!

VAL003Однако научить работать с лошадью и хорошо ездить верхом – это только полдела. На мой взгляд, самое сложное – это работа с человеком. Благодаря Василию Алексеевичу я убедилась, какие чудеса случаются в работе при бережном, любящем, добром и искреннем отношении к своему ученику. Такие отношения между тренером и учеником являются для меня эталоном и по сей день. Я считаю, что забота о воспитанниках – будь то спортсмен или лошадь, - самая важная черта, которая «насыщает» жизнь и тренера, и спортсмена, значительно повышает эффективность их совместной работы и спортивные результаты. Мне очень повезло с учителем, теперь моя задача – сохранять, умножать и передавать полученные знания…

 

                                                                               Т. Ушакова