ЗОЛОТНОЕ НАШЕ ВСЕ : И ЗНАМЕНЩИК И СЛОВОПИСЕЦ, ТРАВЩИК ...
Лицевое шитье, пришедшее на Русь с принятием христианства как государственной религии, сформировалось под непосредственным воздействием Византии. Этот вид церковного искусства достиг здесь необычайного расцвета, обогатившись разнообразными техническими и художественными приемами и колористическими решениями.
Точно неизвестно, когда вышивание появилось на Руси. Находки археологов относятся к IX-XII векам. Дошедшие до нас письменные документы позволяют говорить об умении женщин вышивать золотом и серебром уже в Х веке. А одной из самых древних вышивок, найденных на территории нашей страны, являются седельные покрышки с вышитыми фигурами зверей из Пазырыкских курганов на Алтае, относящиеся к V-III до н.э. В Древней Руси каждая женщина должна бала уметь шить и вышивать. «А которая женка или девка рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить, или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками» - учит Домострой, свод житейских правил и наставлений XVI века.
Лицевое и золотное шитье органически вошло в жизнь народа, стало средством выражения его чаяний, приобрело общественно-политическое звучание: шитые знамена, хоругви и иконы брали в военные походы, выносили во время различных государственных и церковных церемоний; шитыми изображениями украшали царские бармы, одежды духовенства, конские уборы. Завесы царских врат, одежды на престолы и жертвенники, покровцы (или судари) на церковные сосуды все украшалось сюжетным шитьем.
Дошедшие до нас произведения в большинстве своем шиты по дорогим тканям – камке, тафте, атласу, бархату, привозимым тогда из Италии, Испании, Ирана, Турции, Китая. Шитье выполнялось привозными же шелковыми и серебряными нитями, украшалось жемчугом и камнями. Образцом для вышивки служили иконные или фресковые изображения, с которых художник–профессионал («знаменщик») делал предварительный рисунок.
Шитые надписи, сопровождающие изображения, нередко отличаются четкостью и красотой начертания, что свидетельствует об участии «словописца». Порой сложный растительный (травный) орнамент выполнял «травщик». Дорогостоящие материалы и технологию изготовления изделий в состоянии были оплатить только богатые люди. Поэтому искусство лицевого шитья развивалось в привилегированной среде феодального общества.Исторические документы свидетельствуют, что вышивальные мастерские(«светлицы») были при царском дворе, во многих зажиточных домах дворян, бояр, князей, торговых людей («гостей») и в женских монастырях. Вышивание было по преимуществу искусством женским. Им занимались не только простые мастерицы, но и сами хозяйки светлиц. (Наиболее известны мастерские Годуновых , Старицких, Строгановых).
Золотное шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: «Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжаются сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями».
Древнерусское церковное (лицевое) шитье, практически утраченное после Октябрьской революции 1917 года, с конца 80-х годов ХХвека активно возрождается. В 90-х годах в нашей стране открываются мастерские древнерусского церковного шитья, которые, изучая древние памятники, искусствоведческую литературу, восстанавливая технику исполнения, вдохнули новую жизнь в высокое искусство лицевого шитья.
НАТАЛЬЯ БАХРОМКИНА , художник
www.facebook.com/natalya.bahromkina
Работы художника,
в порядке размещения их в нашей статье:
"Флор и Лавр"
"Святой Георгий"
"Икона Божией Матери Утоли моя печали
"Святой Иоанн Богослов"
"Икона Божией Матери Ярославская"
"Флор и Лавр" только что из пяльцев"